|
сводная таблица важнейших параметров гносеогенеза. Лист 1 |
лист 2 |
лист 3 |
лист 4 |
лист 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ строки |
относи-тель-ная хроно-логия |
периодизазция на основе полеонтологических,
археологических и историко-культурных данных |
тип сознания |
вид сознания |
разновид-ность сознания |
высшая генерализующая доминанта
внутреннего плана |
опора осуществления специфичной
генерализации |
опора принятия решения |
эвристика индивида |
уровень развития внутреннего
плана |
горизонт личностных ориентиров |
специфическая основа
жизнеобеспечения индивида |
уровень развития технологии и
организации усилий |
способ общественного
производства |
способ организации сообщества |
функциональные особенности
культов |
уровень развития коммуникативных
средств |
взаимо-отношение с сигнальной
сферой |
ориентировка в упорядочениях |
ориентировка во внешней
действительности |
ориентировка индивида в себе |
отношение к другим индивидам |
императив поведения индивида в
сообществе |
неявная установка
эмоционально-гомеостатической и художественной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
? |
цивилизация |
сознательно контролируемый
гуманитарный процесс |
ментально ограниченное сознание |
нетрадиционное сознание |
контроли-рующее |
дискурсивное понятие |
система генетического контроля,
позволяющая ориентироваться в приспособительных качествах предлагаемых
моделей |
опыт осмысления канонизированных
текстов и практики |
контроль ситуаций и осмысляющих
их дискурсивных моделей, опирающийся на профессиональный опыт и опыт
выживания как творческой личности |
осмысление внутреннего плана
мышления и контролирующее влияние на него |
гумани-тарная экосистема |
за счёт ситуативного контроля
компонентов экосистемы для ориентировки в ней ради разрешения персональных
проблем |
сознательный персональный и
коллективный контроль за технологическими процессами и обеспечивающим их
осмыслением |
система индивидуального и
коллективного контроля за организацией совместной деятельности |
сообщество индивидов сознательно
контролирующих параметры компонентов социальной инфраструктуры |
ориентированная на общественные
проблемы система коллективного контролирующего взаимодействия и система
навыков социологизирующего самоконтроля |
сознательное стремление
контролировать качество выражения дискурсивно неопределённой информации |
период
письменной стадии речи; отношение к сигнально-перцептивным феноменам как к
области, требующей специальной сознательной ориентировки |
дискирсивизация опыта контроля за
созданием моделей упорядочения |
система контроля за параметрами
среды и процессом создания её нормативно-описательных моделей; гуманитарный
контроль за теориями передачи знания |
навыки контроля за деятельностью
внутреннего скрытого плана сознания |
приоритет уникально-личностных
контактов |
гуманитарно-экологическая
продуктивность |
пролонгированный гомеостатический
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
с 6 в. до н. э. |
|
доминирование идеологии мировых
религий |
|
|
модели-рующее |
|
текст, текстообразные вторичные
моделирующие системы или сознательная организация деятельности, фиксирующие
осмысленную упорядоченность действительности, взаимодействие с ней и
отношение к ней |
|
откровение, опирающееся на
накопленный опыт |
осознание наличия скрытого плана
мышления и попытки влияния на его дискурсивный план |
человече-ство (разумный человек) |
за счёт поиска экологической
ниши, в которой могут разрешаться проблемы личности |
сознательное совершенствование
технологических процессов и конструирование их дискурсивного осмысления;
конструирование теорий продуктивных коллективных усилий |
сознательная организация
совместной деятельности |
сознательная консолидация
индивидов ради усовершенствования социальной инфраструктуры |
искуственная система культа,
система социологизации индивида, находящаяся под контролем общества |
сознательное
стремление выразить дискурсивными средствами дискурсивно неопределённую
информацию |
|
дискурсивная экстериоризация
недискурсивного опыта взаимодествия с упорядочениями |
конструирование
нормативно-описательных моделей среды и реорганизация среды в рамках
теоретических представлений, размежевание в способе передачи культового и
обыденного знания |
осознание наличия внутреннего
скрытого плана сознания и коструирование его нормативно-описательных моделей |
осознание уникальности другого
индивида |
сбалансированно понимаемая
разумность |
художественное открытие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
с 24 в. до н. э. |
|
институциона-лизированные
традиционные культы и государства |
|
традиционное сознание |
рефлекти-рующее |
|
зафиксированный речью или
организацией деятельности полученный в открытом обсуждении результат
осмысления систематического порядка овнешнённых реалий |
опыт существования в дискурсивно
определённой предметной и нормативной реальности |
систематический учёт
накопленного в открытом обсуждении |
экстериоризируемые и
координируемые дискурсивные понятия, фиксирующие важнейшие значимые реалии
индивидуальной и общественной практики; вербальная фиксация наблюдаемых
деталей внутреннего плана |
государс-твенное объединение
(лояльный сограж-данин) |
за счёт включения в социальное
разделение деятельности для удовлетворения жизненных интересов |
систематизация технологического
опыта и его дискурсивного осмысления; систематизация опыта коллективных
действий |
система совместной деятельности
в условиях социального разделения деятельности |
сознательно организованное
государство, скреплённое системой реализации власти и культом |
систематизированные и
реорганизованные ориентированные на традицию культы, организованная
обучающе-социологизирующая деятельность |
систематическое обобщение
овнешняемых параметров комуникации |
|
систематизация дискурсивного
опыта взаимодействия с упорядоченностями |
пропедевтическая систематизация
дискурсивного знания о действительности; относительное размежевание в способе
передачи культовго и обыденного знания |
осознание
овнешняемых параметров внутреннего плана |
восприятие другого индивида как
аналогичного себе носителя значимых качеств |
выполнение гражданского долга |
компоновка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
с 4 тыс. лет. до н. э. |
|
энеолит, раннегосудар-ственные
образования и связанные с ними культы |
|
|
дискур-сивное |
|
поддерживаемые и акцентированные
коллективным участием и культами речь и значимые феномены, получающие в связи
с этим дополнительную значимость |
|
систематическое рассмотрение
накопленного опыта |
наличие интериоризированных
вербально-символических феноменов, связанных с понятиями внутреннего плана;
вербальная фиксация состояний, связанных с внутренним планом |
родо-племенное объеди-нение (член
объеди-нения) |
за счёт овладения основами
профессиональной деятельности, позволяющей выжить в неоднородной социальной
среде |
дискурсивное закрепление
ритуализованных технологий и профессионализация индивидов на этой основе;
дискурсивизация опыта коллективных действий |
система
совместной деятельности в условиях професионализации индивидуальной
деятельности |
родоплеменной союз, скрепляемый
властью, культом и необходимостью консолидации усилий в совместной
деятельности |
создаваеммые и традиционные
консолидирующие, жизнеобеспечивающие, социологизирующие и обучающие культы и
квазикультовая деятельность |
дискурсивная фиксация
овнешняемых составляющих комуникации |
|
дискурсивная фиксация опыта
манипулирования с реальными и условными упорядочениями |
дискурсивная экстериоризация культового и значимого
обыденного опыта контактов с действительностью; отсутствие значимого размежевания в способе передачи
дискурсивизированного культового, вспомогательного ему и технологического
опыта |
обнаружение
наличия воспринимаемого внутреннего плана |
рассмотрение другого индивида как
самостоятельного объекта наделённого значимыми качествами |
обладание
профессионально-деятельностными качествами |
узнаваемость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
с 8 т. л. до н. э. |
доцивилизация |
неолит, соседско-родовая общность
и родовые ритуалы |
вербально ограниченное сознание |
коллективное сознание |
ситуа-тивное |
речевое понятие |
выраженное речью ситуативное
решение, осмысляемое в рамках навыка употребления речи в актах коммуникации |
вербализованные ценности родового
благополучия |
приспособление целесообразных
сложных решений к ситуации |
сеть речевых доминант, связанных
в систему с доминантами перцептивно-двигательно-гомеостатического типа;
вербальная фиксация поведения индивида, связанная с состояниями внутреннего
плана |
соседско-родовая общность |
за счёт приспособления
накопленных приёмов жизнеобеспечения и сосуществования |
детализация и проработка общих
задач, решаемых индивидом; коллективная ритуализованная проработка
тактических задач |
территориальная
профессионализация групп |
соседско-родовая общность с
относительно сбалансированной ритуально идеологической базой |
традиционные и имитирующие
поведение объектов деятельности культы с консолидирующим,
жизнеобеспечивающим, социологизирующим и обучающим эффектом |
полноценная коммуникация с
помощью сигналов, отсылающих к опыту их употребления в коллективном
взаимодествии |
период дописьменной стадии речи;
относительно самостоятельная значимость сигнально-перцептивных феноменов,
участвующих в актах деятельности |
ритуально-практические формы
манипулирования с сигнально-перцептивными формами фиксации опыта
взаимодействия с упорядочениями |
фиксация выявленных жизненно
необходимых свойств среды ритуализованными прецептивно-двигательными и
вспомагательными вербальными средствами |
осознание себя по особенному
включённым в систему взаимоотношений между людьми |
оценка другого индивида как
участника внутри и межродовых отношений |
обладание достоинствами
совместного общежития |
приспособление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
с 12 т. л. до н. э. |
|
мезолит, семейная общность и её
жизнеобеспе-чивающие ритуалы |
|
|
обобща-ющее |
|
выраженный комплексами речевых
сигналов значимый опыт коллективной деятельности |
|
обобщение целесообразных решений |
комплексы речевых доминант,
связанных с приспособительными доминантами
перцептивно-двигательно-гомеостатического типа; вербальная фиксация
коллективных действий, связанных с состояниями внутреннего плана |
семейно-родовая общность |
за счёт решений обобщающих опыт
жизнеобеспечения и сосуществования |
способность к индивидуальным
обобщающим решениям задач совершенствования средств жизнеобеспечения;
коллективные ритуализованные приёмы решения тактических задач |
относительная профессионализация
групп в отношении традиционных промыслов |
группа связанная родственными
отношениями и культами рода |
|
способность выражения состояния
или намерения с помощью сигналов, отсылающих к опыту их использования в
коллективном взаимодействии |
|
|
|
опирающееся на ритуал и речь
осознание своей принадлежности определённому роду |
оценка другого индивида по его
принадлежности к семье и участию в её жизнеобеспечении |
принятие ценностей рода |
выражение обобщённых ценностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
20-12 тыс. лет. т. н. |
|
развитый верхний палеолит |
|
реликтовое сознание |
подроб-ное |
|
выражение речевыми сигналами и
подсобными средствами значимых целей коллективной деятельности |
вербально
фиксированный опыт реализации замысла |
выделение подзадач
комплексной деятельности |
множество речевых доминант,
связанных с доминантами непосредственно приспособительного типа |
круг кровнород-ственных связей |
за счёт
комплексного использования стандартных решений |
комплексное решение тактических
задач жизнеобеспечения; экстраполяция комплексных решений на индивидуальную
деятельность |
совместная
деятельность в условиях кровнородственной дифференциации |
группа
связанная ритуалами и ритуально выделенными кровнородственными
отношениями |
традиционные
ритуалы, усиленные аксесуарами деятельности, с консолидирующим и обучающим
эффектом |
наличие сигналов выражения
промежуточных целей коллективного взаимодействия |
|
экстериоризация
и фиксация ритуально-перцептивными формами опыта коллективного взаимодействия
с упорядочениями |
выявление
жизненно необходимых свойств среды в ситуации технологической необходимости |
выявление связи между
удовлетворением потребностей и взаимоотношениями с кровными родственниками |
косвенно-ритуальное выделение
родственника |
учёт ритуально-значимых норм
поведения |
полнота воплощения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
35-20 тыс. лет. т. н. |
|
ранний верхний палеолит |
|
выделя-ющее |
|
выражение речевыми сигналами и
подсобными средствами глобальных целей коллективной деятельности |
оптимизация приспособительных
решений |
ограниченное количество речевых
доминант, связанных с доминантами глобальной приспособительной деятельности |
непосред-ственное кровное родство |
за счёт оптимизации решения
проблем выделенных ритуалами и речью |
способность к глобальным
коллективным тактическим решениям; индивидуальное совершенствование приёмов и
орудий деятельности и вспомогательных средств существования |
совместная
деятельность в условиях половозрастной дифференциации |
группа
связанная ритуалами и ритуально выделенной связью по материнской линии |
наличие сигналов выражения
глобальных целей коллективного взаимодействия |
|
выявление связи между
удовлетворением потребностей и взаимоотношениями по материнской линии |
ритуально-игровое выделение связи
между ребёнком и его матерью |
подчинение ритуально-значимым
нормам поведения |
воплощение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
300-35 тыс. лет. т. н. |
антропогенез |
мустье |
предречевые предшественники сознания |
протосо-знание |
протопонятие |
выражение коллективным действием
регулируемым сигналами на выдохе и подсобными средствами целей
консолидирующего и утилитарного характера |
эмоциона-льная стабильность
отношений |
воспроизведение действий сходных
с успешными коллективными решениями |
проторечевые доминанты,
скоординированные с доминантами приспособительного поведения |
|
за счёт воспитанной ритуалами
внутренней дисциплины |
усовершенствованные тренингом
индивидуальные и коллективные навыки деятельности, оперативного
взаимодействия и усовершенствованные орудия и вспомогательные средства
существования |
совместная деятельность,
использующая навыки, полученные в коллективном тренинге |
группа связанная участием в
консолидирующих приспособительных ритуалах |
консолидирующе-тренинговые
ритуалы |
наличие сигналов способных
регулировать коллективное неутилитарное взаимодействия |
вспомогательно-регулирующая
функция вербальных и невербальных сигналов |
психоритуальные формы фиксации
опыта коллективного взаимодействия с упорядочениями |
выявление жизненно необходимых
свойств среды в процессе коллективной неутилитарной деятельности |
наличие памяти о принадлежности к
группе связанной ритуалами |
другой член группы как сотоварищ
и предмет заботы |
подчинение групповой дисциплине |
эмоциональная реализация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
1 млн.-300 тыс. лет т. н. |
ашель |
|
|
предсо-знание |
специфическая сигнальная доминанта |
воспроизведение удачных
коллективных приспособительных действий, стимулируемое сигналом на выдохе и
вспомогательными средствами |
включён-ность в действия
коллектива |
участие в коллективном
воспроизведении удачного приспособительного действия |
наличие доминанты,
обеспечивающей механизмы экстериоризации и интериоризации сигнала-выдоха и
его координацию с приспособительной деятельностью |
|
за счёт навыков,
усовершенствованных при имитации коллективного взаимодействия |
усовершенствованные в условиях
коллективной имитации деятельности навыки и вспомогательные средства
существования и оперативного взаимодействия |
совместная деятельность,
включающая имитацию коллективного взаимодействия |
группа
связанная участием в неутилитарных приспособительных действиях |
коллективная имитация групповой
жизнеобеспечивающей деятельности |
способность имитации сигналов
коллективной приспособительной деятельности |
акцентирующая функция вербальных и
невербальных сигналов |
психологический учёт опыта
коллективного взаимодействия с упорядочениями |
выявление жизненно необходимых
свойств среды под воздействием группового психологического давления |
наличие памяти о психологическом
давлении группы |
другой член
группы как сочлен общего взаимодействия |
подчинение стимулам неутилитарной
активности |
эмоциональная действенность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
более 1 млн. лет т. н. |
био-психо-генез |
олдувай |
досознание |
врождённые и приобретённые
психологические доминанты |
индивидуальные
психологические механизмы обобщения: инстинкт, навык, импритинг, инсайт |
удачный приспособи-тельный
результат |
свободный поиск, опирающийся на
врождённые и благоприобретённые механизмы жизнеобеспечения |
доминанты, обеспечивающие
решение приспособительных задач и ориентировку во внешнем плане и состояниях
организма |
|
за счёт психологических
механизмов ориентировки и генерализации, обеспечивающих приспособительный
эффект |
способность тренировать
врождённые задатки и координацию взаимодействия, изготовление и применение
простейших вспомогательных средств удовлетворения утилитарных потребностей |
консолидация
усилий в процессе деятельности ради достижения утилитарной цели
непосредственного жизнеобеспечения |
стая, как место удовлетворения
потребностей и относительной безопасности |
фатические "ритуалы"
выяснения и поддерживания взаимоотношений |
способность в рамках
физиологических возможностей и утилитарных интересов подавать, понимать и
имитировать сигналы |
оперативная функция сигналов и
квазисигнальной информации |
психологические механизмы учёта
упорядочений |
выявление жизненно необходимых
свойств среды психологическими механизмами генерализации; передача нового
опыта за счёт подкрепляемого приспособительным эффектом наблюдения |
самоощущения тела и овладение
навыком самоузнавания в отражениях |
другой индивид как объект
потребностного интереса |
подчинение нормам групповой
динамики |
эмоциональная выразимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|